Для твердого покрытия дорожек, двориков и подъездов существуют различные комбинации материалов, большинство из которых время от времени требуют ремонта или ухода. Способы такого ремонта зависят от видов этих материалов. Хорошее содержание дорожек, двориков и подъездов — задача, которая касается не только их внешнего вида. Если вовремя не остановить разрушение дорожных покрытий, то они могут стать опасными для пешеходов, особенно в сырую погоду.
Повреждения бетонных покрытий
Бетон — популярный материал для строительства дорожных покрытий, поскольку он относительно дешев и легко укладывается. Однако на бетонной поверхности могут образоваться трещины, выбоины, а ее наружные края могут выкрошиться.
Прежде чем приступать к какому бы то ни было ремонту бетоннированых дорожек, нужно тщательно очистить поверхность дорожки. Самый лучший способ — использование моечной машины, которая направляет на поверхность струю воды под давлением, удаляя при этом мох, биологические наносы, грязь и мелкие отслоившиеся фракции бетона.
При помощи зубила выдолбите все незакрепленные куски бетона, находящиеся на поврежденном участке дорожного покрытия, пока не достигнете монолита. Небольшие дыры и трещины можно заделать шпаклевкой для наружных работ, быстросохнущим цементом или раствором, приготовленным с добавлением мелкого, просеянного, а не рыхлого строительного песка. Однако чтобы раствор хорошо держался на ремонтируемых поверхностях, вам все равно придется углубить до 2 сантиметров выбоины и расширить трещины.
Любое восстановление кромок бетонных покрытий предусматривает сооружение опалубки, которая будет удерживать раствор, пока он полностью не затвердеет. Установить опалубку из прочных досок довольно просто. Чтобы плотно прижать эти доски к ремонтируемой бетонной кромке, надежно зафиксируйте их деревянными кольями, забив их в землю.
Залейте поврежденный участок покрытия бетоном (если перед этим вы нанесете на поверхность слой клея ПВА, он усилит схватывание раствора) и выровняйте его штукатурной теркой. До того как бетон полностью затвердеет, при помощи жесткой щетки проведите на его поверхности борозды, поскольку гладкая поверхность опасна при сырой погоде.
Когда придет время, снимите опалубку и удалите все неровности, используя для этого терку и кусок мешковины.
Наравне с подметанием бетонной дорожки существует множество способов того, как сделать ее поверхность более привлекательной и менее скользкой. Внедрение мелких камней в верхний слой бетонной дорожки — один из них; вы также можете отделать эту поверхность мастерком или прокатить по ней тяжелую металлическую трубу.
Ремонт асфальтированных покрытий
Асфальт (дегтебетон) является экономически выгодным и практичным материалом для создания твердых покрытий. Если асфальт уложен правильно, то дорожка или драйв может служить долгое время. В своей основе это тот же самый материал, который используется для строительства дорог — маленькие камешки, смешанные с жидким битумом. Однако на приусадебном участке асфальтный слой многих дорожек и драйвов мог быть сделан плохо или просто начал разрушаться.
Если через заасфальтированную поверхность пробиваются сорняки, это значит, что был положен недостаточно толстый слой асфальта, и единственно верным в этом случае решением будет накатать второй, профессионально подготовленный слой поверх уже существующего покрытия. Устройство полностью заасфальтированного драйва — покрытие, на которое необходимо укладывать горячий асфальт, — работа не для любителей-одиночек. Однако небольшие повреждения на его поверхности можно легко устранить своими руками.
Самый первый шаг к ремонту дорожки — тщательное подметание. Уделите особое внимание участкам предполагаемого ремонта. Если участки асфальта, прилегающие к поврежденному месту, деформировались, то вы сможете придать им надлежащий вид: нагрейте их строительным феном и заделайте вмятины асфальтом, уплотняя его деревянной трамбовкой.
Ремонтные компоненты асфальта для холодной заливки обычно укладываются на дорогу после нанесения на нее слоя битума. Используя кусок прочной древесины или садовый каток (в случае ремонта большой площади), запрессуйте эти ремонтные компоненты в дыры или выбоины на асфальтированной поверхности. Для предотвращения налипания твердых фракций асфальта на каток намочите его водой. Чтобы заделать действительно глубокие выбоины, лучше всего сначала заполнить их бетоном, а сверху нанести слой гравия, используя его как компонент для холодной укладки асфальтового покрытия.
Условия для наружного дренирования
Если на асфальте остаются лужи или с него не стекает дождевая вода — значит, поверхность дорожного покрытия сделана без уклона. Этот уклон не должен быть слишком крутым — такое бывает в исключительных случаях; обычно на одном метре покрытия рекомендуемый перепад составляет один сантиметр. Наличие такого уклона можно проверить, используя ровную доску, установленную на ребро, под которое прокладываются короткие деревянные бруски вдоль края дорожного покрытия; на верхнее ребро доски положите строительный уровень. Толщина деревянных брусков зависит от длины доски: для 3,3-метровой доски потребуются бруски толщиной 30 мм.
Меры безопасности
Прежде всего, многие материалы для мощения дорожных покрытий, особенно плиты, довольно тяжелы и имеют неровные края. Поэтому очень важно, чтобы вы надели соответствующую защитную спецодежду: как минимум толстые перчатки и рабочие ботинки. Перчатки также будут предохранять ваши руки, когда вы начнете работать тяжелым молотком.
Если вы недостаточно сильны, не пытайтесь поднимать тротуарные плиты самостоятельно, поскольку так можно повредить себе позвоночник. Будьте также очень внимательны, работая электроинструментом, особенно ручной машиной для шлифования под углом, в то время как вы будете пилить ею тротуарные плиты, устанавливая их а угловых тупиках и других неудобных местах.