Конструктивное исполнение электрических машин определяется способом их защиты от внешней среды, расположением и формой подшипников, способом крепления машины и системой охлаждения.
Способ защиты электрических машин от внешней среды выбирают в зависимости от условий их работы.
Открытая машина выполнена без специальных приспособлений, предохраняющих от случайного прикосновения к вращающимся и токоведущим частям, а также от попадания внутрь машины посторонних предметов. Открытые машины устанавливают в машинных залах и лабораториях.
У защищенных машин выводы должны быть закрыты коробкой, а отверстия в подшипниковых щитах — решетками или сетками. Такие машины устанавливают только в закрытых помещениях, так как они не защищены от дождя.
Брызгозащищенная машина выполнена с приспособлениями, предохраняющими от попадания внутрь нее водяных брызг, падающих под углом 45° к вертикали с любой стороны. У таких машин отверстия, расположенные в верхней части станины или подшипниковых щитов, должны быть закрыты глухими крышками, а на отверстиях, расположенных на боковых сторонах, должны быть установлены жалюзи. Брызгозащищенное исполнение — самое распространенное в современных сериях электрических машин, потому что такие машины можно устанавливать на открытом воздухе.
Закрытая машина — это такая машина, у которой внутреннее пространство отделено от внешней среды, но не настолько плотно чтобы машину можно было считать герметичной. Закрытые машины устанавливают в пыльных помещениях. Охлаждают такие машины вентилятором, насаженным на консольный конец вала: вентилятор производит обдув наружной поверхности станины Водозащищенная машина выполнена таким образом, что при обливании ее водой из брандспойта вода не проникает внутрь машины. Такие машины изготовляют с усиленными уплотнениями крышек, а выступающий конец вала пропускают через специальный сальник. Водозащищенные машины применяют главным образом для судовых установок.
Взрывобезопасная машина может противостоять взрыву внутри нее газов, которые могут накопиться, и не допускает при этом воспламенения взрывчатых или горючих газов в окружающей среде. Наружную оболочку таких машин испытывают до сборки их на плотность и прочность избыточным гидравлическим давлением до 8 атм. Взрывобезопасные машины применяют в угольных шахтах, в атмосфере которых содержится метан, и на некоторых предприятиях химической промышленности.
Герметическая машина — это такая машина, у которой все отверстия закрыты настолько плотно, что при определенном наружном давлении исключается всякое сообщение между внутренним пространством машины и газовой средой или жидкостью, окружающей машину извне. Таким образом, герметическая машина может работать, даже будучи погруженной в воду.
По расположению и форме подшипников, а также по способу крепления электрические машины имеют несколько исполнений. Для машин с наружным диаметром до 1 м наиболее употребительно исполнение с двумя подшипниками, помещенными в подшипниковые щиты, со свободным концом вала, без фундаментной плиты (условное обозначение Щ-2). Машины устанавливают на салазки, стальные конструкции, деревянные брусья, каменный или сталебетонный фундамент.
Для машин большей мощности подшипниковые щиты становятся слишком громоздкими. Кроме того, мощные машины выполняют с разъемной станиной, поэтому для облегчения сборки и разборки этих машин подшипниковые щиты заменяют стояковыми подшипниками с разъемными головками и вкладышами. Такое исполнение обозначают буквой С. Наиболее распространенным типом такого исполнения является форма С-6 с двумя стояковыми подшипниками, со свободным концом вала, на фундаментной плите. Иногда стояковые подшипники применяют и для машин небольшой мощности — в случае очень большой длины коллектора.
Машины малой мощности часто вместо лап имеют фланцы для крепления. Такие машины обозначают буквой Ф.